Задать вопрос
Проекты

Сколько компании теряют без IT-системы для контроля и управления автопарком

19.05.2017

Существует устоявшееся мнение, что IT-системы мониторинга транспорта помогают сократить расходы на топливо до 30%. Но что кроется за этой цифрой для многих компаний, владеющих собственным или наемным автопарком, остается загадкой, поскольку эта цифра сама по себе достаточно обобщенная и приблизительная. Но это только одна сторона медали. Ведь помимо топлива есть ещё масса других важных факторов, которые включают в себя расходы на автопарк. В частности, на воровство продукции при перевозке, неправильный температурный режим, низкое качество обслуживания клиентов, неоптимальные маршруты и банальные ДТП приходится наибольший процент финансовых потерь. Но давайте не будем забегать на перед, а рассмотрим всё по порядку на реальном примере.

Для примера возьмем среднестатистический автопарк из 100 машин с обычным положением дел. Под обычным состоянием дел будем понимать, что логистика компании в нашем примере не совсем плоха, однако серьезные проблемы в организации и управлении автопарком всё же есть. Грузовики в нашем автопарке вполне распространенные и популярные на территории Украины. Это Isuzu NQR 71P. Для полноты картины оснастим его рефрижератором. Сразу отметим, что именно этот автомобиль взят в качестве примера только из-за его популярности среди украинских производителей и дистрибьюторов продуктов питания, а не на рекламной основе.

Итак, вот некоторые вводные данные о нашем автомобиле Isuzu NQR 71P.

Год выпуска: 2012.

Грузоподъемность: 4500 тонн.

Расход топлива на 100 км с выключенным холодильным агрегатом: 18 л.

Расход топлива на 100 км со включенным холодильным агрегатом: 20 л.

Пробег в год с выключенным холодильным агрегатом: 12 000 км.

Пробег в год со включенным холодильным агрегатом: 24 000 км.

Средняя стоимость топлива за 1 литр: 18 гривен.

Расход топлива в год: 6 960 л.

Затраты на топливо в год: 125 280 грн.

Затраты на плановое техническое обслуживание за год: 20 000 грн.

Затраты на ремонты за год: 20 000 грн.

А теперь, исходя из этих данных, давайте посмотрим, что на самом деле включают в себя расходы на содержание автопарка и на чем компании теряют больше всего денег без IT-систем для контроля транспорта.

1. Топливо

Желание сократить расходы на топливо и пресечь воровство топлива со стороны недобросовестных сотрудников – вот одна из первостепенных причин внедрения IT-систем для контроля транспорта на предприятиях. Поэтому именно с топлива мы и начнем. Причин завышенных расходов на топливо несколько: махинации, неэкономичный стиль вождения, завышенный пробег.

Из-за махинаций с топливом компания ежегодно теряет минимум 15% бюджетных средств. В нашем случае это составляет 18 792 грн., которые уходят в карман недобросовестных сотрудников. Внедрение IT-системы для контроля и управления автопарком позволяет пресечь воровство топлива за счет контроля реальных данных о заправках, сливах, расходе и объеме топлива в баке.

Следующая составляющая – это неэкономичный стиль вождения. А это 5-10% от общей суммы потерь. Транспортная IT-система позволяет проводить оценку качества вождения и экономичной эксплуатации. А за счет более экономичной эксплуатации можно сократить расход топлива. В нашем случае снижение расхода даже на минимальные 5% составит 6 264 гривны.

Одна из причин завышенного расхода топлива – это завышенный пробег, из-за которого компания теряет порядка 10% своих средств. Сокращение пробега дает пропорциональное сокращение расхода топлива и в нашем случае позволит сэкономить 12 528 гривен.

2. Пробег

Мы уже вскользь упоминали о нем в предыдущем пункте, а теперь давайте остановимся подробнее. Основные потери на пробеге происходят из-за левых рейсов и неоптимального планирования маршрутов. Система GPS-мониторинга позволяет контролировать пробег, планировать и контролировать соблюдение маршрутов (за счет интеграции с системой автоматического планирования маршрутов TMS), выявлять и пресекать левые рейсы. Таким образом, при контроле пробега можно сократить расходы на содержание парка техники на 10%.

3. ДТП

По статистике в течение года каждое 10-е транспортное средство автопарка попадает в ДТП по вине водителя. При условии, что транспорт не застрахован, средняя сумма затрат составляет 70 000 гривен. Ремонт займет около 30 дней. На время ремонта в аренду обычно берется подменное авто, стоимость которого за день составит примерно 1 500 грн. Всего за время простоя потери составят 45 000 гривен. В итоге затраты из-за ДТП по каждому случаю равны 115 000 грн. Для одного транспортного средства эта сумма составит 11 500 грн. Эта минимальная сумма, без учета затрат на выплаты, если есть пострадавшие люди, затрат времени и денег на так называемые «разборки», а также расходы на несвоевременную доставку. IT-система контроля транспорта UMT позволяет оценивать качество вождения, выявлять среди водителей профессионалов и любителей нарушений. По нашему опыту внедрения, анализ качества вождения позволяет снизить количество ДТП в 2-3 раза и сократить затраты на устранения их последствий до 70%.

4. Сервисное обслуживание и ремонт

Снижение пробега на 10% дает пропорциональное снижение затрат на сервис и ремонт авто, а более бережный режим эксплуатации позволяет снизить расходы ещё на 10%. В итоге,  мы получаем 20% экономию в размере 8 000 гривен на сервисном обслуживании и ремонте, на который в год тратится порядка 40 000 гривен только на одном транспортном средстве.

5. Температурный режим

По статистике перевозчики грузов, требующих особых условий транспортировки, теряют около 3% своей продукции из-за несоблюдения температурного режима в процессе доставки. Для предприятия это всегда серьезное ЧП. В итоге продукция потеряна или испорчена, торговые точки отказываются принимать товар и накладывают штрафы на поставщика. Предположим, что один грузовик ISUZU NQR развозит 50 тонн мяса курицы в месяц, за год выходит 600 тонн или 600 000 кг. Предположим, что себестоимость 1 кг. курицы составляет 15 гривен. Общая сумма перевезенного товара за год 9 000 000 гривен. Объем потерь в 3% составят 270 000 грн. Система UMT позволяет контролировать температурный режим в фургоне с рефрижератором и работу холодильного агрегата и тем самым может помочь избежать порчи при перевозке продукции в 90% случаев и сэкономить 243 000 грн. на одном авто.

6. Воровство продукции при транспортировке

Каждый перевозчик сталкивает с проблемой воровства продукции на 20% своего парка техники. Опять-таки, если верить статистике. Это может быть банальное воровство на стоянке, вскрытие фургона на ходу или же махинации персонала. Точных цифр потерь нет, поскольку злоумышленники могут украсть как один ящик, так и обчистить целую фуру. Оценим потери на уровне 2% того же мяса курицы и получим цифру 180 000 гривен в год. Это достаточно серьезная проблема, но её тоже можно решить. Более того, эту цифру можно сократить на 90% или же на 162 000 грн. Наши клиенты также неоднократно сталкивались с такой проблемой. Специально для решения этой задачи мы разработали систему «Сирена». С её помощью осуществляется полный контроль сохранности груза. Благодаря чему служба безопасности компании-производителя может оперативно реагировать на попытку вскрытия фургона и остановить злоумышленников.

7. Своевременная доставка

За рейс водитель на грузовике ISUZU NQR посещает не более 20 точек без IT-систем для контроля транспорта и автоматического планирования маршрутов TMS. При этом в 50% случаев водитель по разным причинам опаздывает и не доставляет продукцию вовремя. Система GPS-мониторинга и её интеграция с TMS системой позволяют повысить качество обслуживания клиентов и эффективность работы службы доставки. Компания сможет доставлять продукцию точно в срок и увеличить количество точек доставки на 20% при тех же или меньших затратах. Без внедрения системы, стоимость доставки в каждую точку составляет порядка 50 грн., при увеличении числа точек доставки за рейс каждая дополнительная точка снижает стоимость доставки на точку. На каждой точке будет экономиться порядка 10 грн. Или же 250 грн. в день на посещении 25 точек за один рейс. При условии средней загруженности в 25 точек в день, выполнения одного рейса в день и 20 рейсов в месяц, получаем 60 000 грн. экономии в год. Профит от повышения качества доставки на торговые точки и её своевременности посчитать крайне сложно, но его сумма может быть на порядок больше чем видимая экономия на стоимости доставки.

8. Количество техники

Помимо долгосрочной и систематической экономии, есть ещё и экономия разовая. Как показывает практика внедрения, за счет динамического выстраивания маршрутов системой (а не человеком) и системы управления повышается эффективность работы автопарка на 15%. При таком же объеме доставки продукции 15% автопарка становится лишним. Стоимость одного грузовика ISUZU NQR 71P рефрижератор 2012 года выпуска в среднем по рынку составляет 400 000 грн. 15% при парке в 100 единиц составит 15 единиц лишней техники (акцентируем внимание, что техника будет лишней при отсутствии роста точек или объема доставки), что в сумме составит 6 000 000 грн. разовой экономии.

***

Схема 1: «Соотношение используемой и неиспользуемой потенциальной экономии на содержании автопарка»

Подводя итог, можно увидеть, что на одном автомобиле типа ISUZU NQR 71P с рефрижератором компания теряет порядка 554 000 гривен в год. На автопарке из 100 машин потери достигают 55 500 000 гривен. В соотношении с этим стоимость внедрения IT-системы для контроля и управления автопарком, включая систему автоматического планирования маршрутов TMS на 1 авто составит 20 000 гривен в первый год использования с учетом затрат на покупку и установку оборудования. В последующие годы сумма снизится до 5000 грн. за год. Для автопарка из 100 машин эта сумма составит порядка 2 000 000 в первый год и 500 000 в последующие годы. Из этих подсчетов четко видно, что потери, которые несет компания во много раз превышают стоимость IT-системы. А при грамотном внедрении и максимальном использовании системы мониторинга и контроля транспорта можно не только существенно сократить расходы на содержание автопарка, но и повысить эффективность его использования. Однако достигать такой экономии и получить максимальный эффект от IT-системы контроля транспорта можно только при условии её реального внедрения системным интегратором. Установка датчиков и их подключение сами по себе не являются гарантами реального результата. Его обеспечивает только внедрение системы.

Поделиться

Задать вопрос





    Отдел коммуникаций с клиентами
    +38 (067) 430-72-72
    sales@umt.ua

    Служба сопровождения
    +38 (067) 522-25-55
    support@umt.ua

    Вакансии




      Наша поддержка работает 24/7